Новомосковськ

Місто на САМАРІ

Ретро-фильм: Иван Васильевич меняет профессию

Ретро-фильм: Иван Васильевич меняет профессию

26 сентября 2016 0 Comments

21 сентября Google посвятил дудл 43-летию выхода фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

К этому событию мы подготовили подборку интересных и малоизвестных фактов о легендаром фильме и его съемках.

На роль царя Ивана Грозного Гайдай приглашал Юрия Никулина.
«Сценарий специально под него писали, — рассказывает Нина Гребешкова. — Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Леня обиделся».
Режиссер не смог убедить Никулина, его не привлекали ни особые условия, ни повышенный гонорар.

После отказа актера Гайдай устроил кинопробы, где в «цари» метили еще семь человек. Не прошел пробы Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин и Евгений Лебедев.

Сценарий к фильму писали дома у Гайдая. Автор сценария Владлен Бахнов был соседом режиссера по лестничной площадке.
Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.
Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Но в фильме зрителя пытаются убедить, что дом находится совсем в другой стороне, в конце проспекта Калинина на Новом Арбате.
Во время съемок эпизода, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, перепутала его со своим мужем чуть не случилась трагедия.
По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать мужа. Но актриса ужасно боялась высоты и отказалась исполнять трюк. Тогда, чтобы ее уговорить, Гайдай пошел на хитрость: Наталье сказали, что внизу будет расположена специальная люлька, которая ее подстрахует. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто режиссер рассчитывал на то, что женщина с боязнью высоты не станет смотреть вниз. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не упала. Эпизод с перелезанием так и не вошел в картину.

Культовую сцену «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» Крачковская вспоминала с ужасом: «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».
Шведский посол говорит не на шведском, а на ломаном немецком языке, именно так было в тексте пьесы Михаила Булгакова.
Интересно, что роль Жоржа Милославского изначально предназначалась Андрею Миронову. Но худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным».
Существует короткометражная версия фильма «Иван Васильевич меняет профессию», ее название — «Черные перчатки». В советсткое время лента выпускалась на бобине с 8-мм пленкой.
Добавочный номер телефона 3-62, который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, является… ценой бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501.
Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
Фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» изначально была в сценарии, а вот ее продолжение «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актера.
Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша, стали символами царской власти на сто лет позже происходящих в фильме событий.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Previous Post

Next Post